Каждый год, примерно в октябре, мы задаемся вопросом, исправен ли автомобильный аккумулятор, переживет ли он следующую зиму и не удивит ли в самый неожиданный момент. Условия, царящие зимой, не очень хороши для автомобилей, особенно для аккумуляторов. Ситуация усугубляется, когда транспортные средства проводят зиму на открытом воздухе.
Поэтому стоит знать, как правильно ухаживать за аккумулятором, как восстановить его в случае возникновения такой необходимости, а также какое значение имеет электролит.
Аккумулятор — это портативный источник питания. Самые популярные типы аккумуляторов, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в различных устройствах,- это свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, литий-полимерные,
литий-ионные и др.
Пользователям легковых автомобилей следует в первую очередь ознакомиться со свинцово-кислотными аккумуляторами. Именно они в основном используются в таких транспортных средствах. Обычно они имеют шесть ячеек, рассчитанных на 2 В, всего 12 вольт. Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами, погруженными в электролит. Электролитом для этого типа аккумуляторов является серная кислота. Электроды изготовлены из свинца, что обуславливает значительный вес всей батареи, но в то же время значительно улучшает процесс зарядки и разрядки.
Автомобильные аккумуляторы можно разделить на два типа: ремонтные и необслуживаемые. Отличие заключается в технологии связывания электролита. В самых популярных исправных батареях электролит жидкий и может вытечь из батареи. В необслуживаемых батареях электролит закрыт сепараторами из стекловолокна с высокой пористостью и впитывающей способностью, что делает его герметичным. Кроме того, необслуживаемые аккумуляторы меньше по размеру, легче, хорошо выдерживают циклы заряда-разряда, более экологичны, в первую очередь за счет того, что не пропускают вредную кислоту. Главный недостаток — это, к сожалению, более высокая цена, из-за чего они гораздо чаще идут на более современные автомобили, требующие аккумуляторов особой конструкции или, например, на электромобили.
Необслуживаемые аккумуляторы обозначаются как SLA и в процессе эксплуатации не требуют проверки уровня и плотности электролита, не нуждаются в доливке дистиллированной воды и не выделяют вредных для окружающей среды газов. Однако следует помнить, что необслуживаемые аккумуляторы требуют подзарядки так же, как и традиционные ремонтные аккумуляторы.
Для поддержания соответствующих параметров и продления срока службы аккумулятора необходимо соблюдать следующие правила:
— Держите аккумулятор в чистоте;
— Восполняйте потерю электролита дистиллированной водой.
— Проверьте напряжение аккумулятора без нагрузки, на исправном аккумуляторе оно должно быть около 12,5-12,7 В.
— Для возможной подзарядки используйте только подходящие выпрямители (зарядные устройства) хорошего класса.
— Ограничьте количество токоприемников до необходимого минимума
Аккумулятор можно заряжать прямо в автомобиле или после снятия зажима или извлечения аккумулятора из автомобиля.
Если аккумулятор не работает, его можно попробовать восстановить. Это можно сделать с помощью технологии неоднократной зарядки. Восстановление аккумулятора может проводиться путем замены электролита, когда он полностью сливается, а система промывается горячей водой. Нередко используется метод обратной зарядки с помощью мощного источника тока. Еще один способ восстановления – с помощью дистиллированной воды.