Наиболее популярный советский внедорожник ВАЗ 2121 «НИВА» был построен на платформе ВАЗ 2106. Также по наследству от этого автомобиля Ниве достался и силовой агрегат с некоторыми косметическими доработками.
Спустя некоторое время инженеры из Тольятти создали силовой 1,7-литровый бензиновый агрегат 213, а также 1,8-литровый двигатель 2130. Сегодня на рынке присутствует автомобиль, являющийся наследником легендарной Нивы, именуемый Chevrolet Niva, который комплектуется модернизированным 213 мотором.
Двигатель ВАЗ 2106
Базовым силовым агрегатом для ВАЗ 2121 является модернизация «троечного» карбюраторного двигателя, от которого он отличается увеличенным до сечения 79 мм поршнем при неизменном блоке цилиндров.
Кроме того, производится двигатель с непосредственным впрыском 21067, накрытый ГБЦ от инжекторного 21214.
Двигатели (и инжекторный, и карбюраторный) по сути являются рядными четырехцилиндровыми силовыми агрегатами с верхним расположением распределительного вала и цепным приводом ГРМ. Силовой агрегат относится к классу высокоблочных двигателей.
Аккуратная эксплуатация и регулярное техобслуживание позволяют превысить расчетный моторесурс двигателя в 125 тысяч километров и иногда мотор способен «откатать» без капитального ремонта до 200 тысяч километров. Хотя, даже это не позволит считать его более надежным, нежели силовой агрегат от ВАЗ 2103.
Недостатки
Двигатель нуждается в прогреве перед началом движения, в холодное время года такая процедура занимает до 5, а то и больше, минут. Начинать движение можно только после того, как двигатель начинает равномерно работать на холостом ходу.
Кроме того, двигатель очень разборчив в качестве моторного масла: если использовать низкокачественную смазку, уже после 60 тысяч километров пробега сечение цилиндра может увеличиться на 0,15 мм, что существенно снизит компрессию.
Если вы заметите перерасход масла, необходимо сразу же измерить уровень компрессии.
Кроме того, «фирменная» болячка двигателей «Нива» — это преждевременный износ распределительного вала. Из-за того, что в конструкции мотора отсутствует гидрокомпенсатор, приблизительно раз в 7-10 тысяч километров необходимо проводить коррекцию зазоров клапанов.
Кроме того, двигатель отличается излишней шумностью, стуками и другими посторонними звуками. Например, возможна детонация топлива в цилиндре при использовании низкокачественного топлива.
При резком падении уровня масла часто фиксируются звуки работы коренных подшипников. Если такое имеет место, рекомендуем незамедлительно выключить двигатель и провести его диагностику на СТО.
Неустойчивую работу силового агрегата Нивы может спровоцировать сильная засоренность жиклеров.
Если двигатель глохнет на холостом ходу, необходима регулировка оборотов либо воздушной заслонки, если двигатель глохнет на ходу, проверьте электропитание и зажигание.
Мотор 1,8 (2130)
Это четырехцилиндровый рядник с верхним расположением распределительного вала и цепным приводом ГРМ. Силовой агрегат относится к классу высокоблочных двигателей.
Этот двигатель выше 213-го на 1,3 мм, благодаря чему удалось увеличить ход поршня до 84-мм и увеличить объем двигателя.
Недостатки у него такие же, как и описанные выше.
Мотор ВАЗ 21213/21214 Нива
На базе мотора ВАЗ 21214 изготавливался двигатель для ШевроНивы с единственным отличием в адаптации БЦ для монтажа в моторный отсек и крепления навесных узлов.
От 214 213-й отличает диаметр цилиндров, ГБЦ и меньшая высота блока цилиндров.
213 уже комплектовался натяжителем цепного привода ГРМ и гидрокомпенсаторами.
Недостатками этих моторов являются повышенное потребление масла, шумность и частый перегрев, а также вибрации. В остальном о недостатках можно прочитать выше.