Если вам надоело слушать продавцов-консультантов, которые стремятся продать самые дорогие шины, объясняя это только хорошей сцепкой и известной торговой маркой, и вы хотите самостоятельно выбирать резину для своего авто, не просто по тому же буквенно-цифровому коду, то вам необходимо знать, что она значит, и какие из параметров можно изменить.
Рассмотрим маркировку на примере достаточно востребованной у нас бескамерки 195/65 R15 91 T:
- 195 – это ширина колеса в миллиметрах.
- 65 (профиль) – это относительный показатель высоты борта резины. Измеряется в процентах и является отношением высоты профиля к его ширине. Для того чтобы узнать реальную высоту профиля необходимо ширину профиля (в нашем случае 195 умножить на 0,65). Если вы решили изменить ширину шины, то следует помнить, что сохраненная величина 65 будет свидетельствовать уже о большей или меньшей высоте профиля. К примеру, если ширина профиля будет 205, то высота борта увеличится с 126,75 мм до 133,25 мм. Следовательно, внешний диаметр самого колеса увеличится на 13 мм. Это не катастрофическое увеличение, но оно может повлиять на показания одометра и спидометра. Кроме того, такое колесо может попросту задевать за кузовные элементы автомобиля на ухабах.
- Проводить такую замену можно только в том случае, если подобный типоразмер указан в инструкции по эксплуатации авто. На некоторые шины профиль не наносится (к примеру, 185/R14С). Это значит, что используется полнопрофильная резины (отношение 80-82%). Чаще всего такая усиленная резина используется для микроавтобусов и легких грузовиков, где очень важна максимальная нагрузка на колесо.
- R – свидетельствует о том, что в шине используется радиальный корд (еще можно встретить букву D, свидетельствующую о использовании диагонального корда, но такие шины уже практически нигде не используются, поскольку характеризуются значительно более низкими эксплуатационными характеристиками). По мнению многих, буква R говорит о радиусе шины (в нашем случае R15), но это не так.
- 15 – диаметр (забудьте о радиусе) шины, причем внутренний. Это посадочный диаметр шины либо наружный диаметр диска (за бортиком). Измеряется в дюймах, а не в сантиметрах или дециметрах
- 91 – индекс нагрузки. Это параметр максимальной нагрузки на колесо. Не количество килограммов на колесо, а индекс!!! Для легковых авто он делается с запасом, поэтому особого внимания ему можно не уделять, к примеру, в нашем случае 91 свидетельствует о максимальной нагрузке в 670 кг. Если вы подбираете колеса для микроавтобуса или небольшого грузовика, обязательно попросите таблицу предельных нагрузок, поскольку очень важно знать, сколько можно грузить в автомобиль.
- Т – индекс максимальной скорости, на которую рассчитана шина. Буква Т свидетельствует о том, что производитель гарантирует сохранение всех характеристик резины при длительном передвижении с максимальной скоростью 190 км/ч. Если вы сторонник быстрой езды, то, выбирая шины, попросите у продавца таблицу с индексами максимальной скорости.
Маркировка шин в Северной Америке
Поскольку в последнее время в нашу страну завозится большое количество авто, купленных в Соединенных Штатах, и «обутых» в американскую резину, стоит разобраться и с их маркировкой колес.
На североамериканском рынке параллельно используются 2 типа маркировки. Одна из них практически ничем не отличается от европейской, только перед типоразмером ставится буква Р (Passenger – для легкового пассажирского транспорта) или LT (Light Truck – для небольших грузовиков). К примеру, P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. Здесь все более или менее понятно.
Теперь перейдем к другому типу маркировки, к примеру, 31х10,5 R15 (аналог европейской маркировки 265/75 R15). Все, что нам знакомо здесь – это R15.
- 31 – внешний диаметр шины (измеряется в дюймах).
- 10,5 – ширина покрышки (измеряется в дюймах).
- R – в шине используется радиальный корд (об этом параметре мы говорили выше).
- 15 – посадочный (внутренний) диаметр шины, измеряется в дюймах.
Если абстрагироваться от непонятных нам дюймов, то второй тип маркировки «по-американски» является более понятным и информативным для простого покупателя, в отличие от европейской системы, где необходимо пользоваться калькулятором, чтобы определить высоту профиля. Тут же все предельно понятно – вот тебе внешний диаметр, вот тебе ширина покрышки, а вот и внутренний.