Современное автокресло – это сложная техническая система, в задачи которой входят обеспечение комфорта и безопасности водителя и пассажиров. Процесс совершенствования автокресел не останавливается никогда.
Основные конструктивные элементы автокресел:
- Рама.
- Подушка.
- Спинка.
Рама
Это основание сидения, для изготовления которого используется высокопрочная сталь. Для удобства рама может передвигаться продольно по специальным полозьям. Процесс либо автоматизирован, либо осуществляется вручную. На раму крепятся подушка и спинка.
Подушка
Отличается специальной формой, которая минимизирует риск выскальзывания человека под ремень безопасности в случае резкого торможения.
Спинка
К подушке на шарнирах крепится спинка, которая может быть как цельной, так и составной. Высота спинки рассчитана на эффективную поддержку человека среднего роста. На подушке и спинке есть боковые валики, которыми обеспечивается плотная посадка.
Спинка и подушка отличаются слоеной структурой. К раме крепятся пружины, накрытые вспененным наполнителем – ППУ, который, в свою очередь, накрыт обивкой. Для обивки используются обивочные ткани, кожзаменители либо натуральная кожа.
Обивку сиденья изготавливают как из мономатериала, так и комбинируют материалы между собой (к примеру: кожа-алькантара, различные ткани, ткань-кожзаменитель и т.д.). В базовую комплектацию большинства автомобилей входит недорогая тканевая обивка автокресел.
Автокресло можно регулировать в разных положениях:
- Продольное.
- Вертикальное.
- Наклон спинки.
- Наклон верхней части спинки (для составной спинки).
- Подъем подушки.
- Вылет подушки.
- Высота и вылет поясничной поддержки.
- Высота боковой поддержки.
- Складывание (в т.ч. и передних).
Регулировки могут быть механическими, электрическими, пневматическими либо комбинированными (к примеру, пневмо электропривод).
Для легкости осуществления механических регулировок в кресле есть рычаги или регулировочные колеса, другие регулировки проводятся при помощи кнопок.
В некоторых сиденьях с автоматическими регулировками есть функция запоминания настроек для легкого возврата перестроенного кресла в предыдущее положение.
Поясничная поддержка. Создана для уменьшения нагрузки на мышцы спины при езде. По сути является валиком, расположенным в спинке сидения. Его можно перемещать по высоте и продольно.
Наиболее «продвинутая» компания в плане конструкции автокресел – Mercedes-Benz. В автокреслах компании используются управляемые воздушные камеры, благодаря чему изделия максимально адаптируются к индивидуальным анатомическим особенностям человека и его пожеланиям к комфорту.
Мультиконтурные сиденья отличаются регулировками степени боковой поддержки при поворотах. В зависимости от того, на сколько градусов поворачивается руль, поперечного ускорения и скоростного режима авто, пьезоклапаны воздушных камер увеличивают давление в той или иной воздушной камере, благодаря чему увеличивается боковая поддержка.
Для безопасности и комфорта автокресла оборудуются дополнительными конструктивными элементами (подголовник, подлокотник, подогрев, вентиляция, массаж).
Подголовник
Это конструктивный элемент сидений с 1959 года. Сегодня все передние автокресла должны оборудоваться подголовниками, также они устанавливаются и на задних сидениях. Подголовник обязательно должен регулироваться по высоте. Иногда есть регулировка и по наклону. Подголовник – это часть системы пассивной безопасности авто.
Подлокотник
По сути это подставка для отдыха руки. Центральный подлокотник устанавливается между креслами переднего ряда над центральным тоннелем. В некоторых внедорожниках центральный подлокотник крепится к каждому из сидений. На заднем ряду сидений центральный подлокотник убирается в спинку и является ее составной частью. В автомобилях представительского класса задний центральный подлокотник стационарный и не убирается. На нем есть пульт управления сидениями и рядом других систем автомобиля. Вторые подлокотники находятся на дверных картах.
Система подогрева
Впервые была установлена в 1966 году. Состоит из нагревательного элемента, встроенного под обивку. Чаще всего есть 3 режима подогрева: сильный, средний и слабый.
Система вентиляции
Впервые была использована в 1997 году для автомобилей представительского класса. В системе используются осевые вентиляторы, вмонтированные в спинку автокресла (2 в спинке, 2 в подушке, но иногда бывает и больше).
Прохладный воздух закачивается с уровня пола и равномерно распределяется по воздухопроницаемому слою под обивкой. Чтобы предотвратить переохлаждение система чаще всего совмещена с системой подогрева (активная вентиляция автокресел).
Массажная система
Предназначена для стимуляции мышц спины, улучшения циркуляции крови и, тем самым, предотвращения ранней усталости. В конструкции есть электромеханические точки, оптимально распределенные по спине плечам и пояснице.